Среда , 19 января 2022
Главная / Психология отношений с детьми / Методы воспитания, которые негативно скажутся на ребенке

Методы воспитания, которые негативно скажутся на ребенке


Как отказаться от мысли сделать малыша «удобным».

Мечта каждого родителя, чтобы их любимый непоседа превратился в нечто среднее между Каем, сидящим у Снежной королевы, и воспитанником Мэри Поппинс. Это аккуратный и «удобный» ребенок, который не бегает, не разрушает все вокруг, не задает вопросов и во всем слушается родителей. В своем стремлении подогнать ребенка под идеал с картинки родители часто забывают, что за детскими бесконечными вопросами и непоседливостью скрывается способ познания мира и себя. Как распознать, где заканчиваются детские капризы и начинается собственная личность ребенка?

В период дошкольного возраста дети активны и любознательны — все хотят посмотреть, потрогать, сломать, покапризничать. Родителям подобное поведение доставляет неудобства, и иногда они пытаются заложить в ребенка паттерн послушания, спокойствия и подчинения. Сделать таким, каким его желает видеть социум. Такой ребенок не демонстрирует протест, не отказывается делиться игрушками, не бегает по лужам, пачкая одежду, и т.д. Не потому что не хочет, а потому что родители это порицают и, наоборот, хвалят за то, что они считают правильным.

Маленький человек в таком случае приобретет зависимость от одобрения. Ему будет страшно оказаться в оппозиции к родителям, почувствовать, что из-за его поступков его «стали меньше любить». В результате он будет не способен сформировать свою позицию, его получится поставить в ступор достаточно простым вопросом «Почему?». В будущем такая модель поведения может обернуться проблемами для того, кто на протяжении 18 лет был «идеальным» ребенком — во взрослом возрасте сформированная картина мира разрушится, и человек станет потерянным в своей же жизни.

Дети, чью «неудобность» не заглушают, являются полной противоположностью: они боятся не неодобрения, а не найти себя. Их интересует все, такие малыши задают множество вопросов и пытаются сделать что-то самостоятельно, в процессе сломав пару предметов. Они не принимают запретов и ограничений без аргументированного объяснения, почему этого делать нельзя, потому что не хотят себя ограничивать в получении опыта из-за того, что это кому-то не нравится. В возрасте 3-4 лет дети только начинают познавать себя, и таким поведением они пытаются понять, что им нравится, какие у них интересы, что они любят.

Подобные детские «почемучки» и самостоятельность в принятии решений нужно поощрять. Детская «неудобность» становится хорошим стартом для взрослой жизни, которая не щадит инфантильных людей, не умеющих добывать знания, отстаивать свои права и объяснять свою позицию. Подход, при котором ребенок может набить «безопасных» шишек и научится на собственном опыте без привязки к «родительскому слову», облегчает процесс сепарации для обеих сторон.

Где граница между выражением своего «Я» и бунтарем

Неудобный в стереотипном понимании ребенок, активно изучая этот мир, формирует в себе задатки уверенной в своих силах незаурядной личности. Однако есть границы между поиском своего «Я» и разрушающим бунтарством.

  • Решение конфликтов с другими детьми с помощью насилия.
  • Демонстрация родителям своего недовольства или упрямства посредством крика, нанесения вреда окружающим (кидается предметами в кого-то).
  • Непринятие сказанного родителем. Вместо этого ребенок продолжает молча делать то, что ему аргументированно запретили.
  • «Удобный» вид бунта — это тихое замалчивание проблемы, когда ребенок не пытается оправдаться или объяснить свое поведение. Он просто копит в себе недовольство, которое рано или поздно выразится в одной из более «громких» форм бунта. Проблема в том, что в такой ситуации очень сложно понять причины детского поведения, ведь маленький шкодник просто молчит и держит все в себе.

Любая из форм бунта требует проработки совместно с родителем, так как малыш еще не сформировал собственные ценности и не понимает, какое поведение приемлемо в обществе, а какое нет. С этим может помочь вопрос, заданный ребенку: «Что ты думаешь об этой ситуации?» Например, взрослый может попросить малыша проанализировать поведение героев из его любимого мультика или детишек на детской площадке.

С помощью наблюдения за ситуацией со стороны ребенок начнет понимать, какое поведение и действия причиняют неудобство другим людям. Следующим этапом можно предложить маленькому человеку придумать сценарий действий, при котором конкретная ситуация могла бы завершиться на положительной ноте. Если спрашивать отношение малыша к чему-либо и внимательно слушать его ответы, получится вычленить то, что вызывает у него агрессию. Диалог гораздо эффективнее для формирования уважения к окружающим и корректировки поведения, чем навязывание своей точки зрения через наказания или давление на ребенка.

При сохранении полезной детской «неудобности» стоит помнить о том, что дети в своем любопытстве и упрямстве могут зайти очень далеко. Именно поэтому мамы и папы должны уметь говорить однозначное «нет» в ситуациях, касающихся нарушения всех установленных норм, здоровья ребенка и окружающих его людей.

Лайфхаки для полезной «неудобности»

Чтобы избежать «маленького бунтаря» у себя дома, не стоит пытаться заглушить детское любопытство. Скорее нужно установить небольшие правила, задать общий тон игре в познании мира. С этим родителям поможет гибкий подход в общении с детьми, основанный на взаимоуважении, объяснении и поиске компромисса. Дети отличаются от взрослых высоким уровнем познавательной деятельности и низким уровнем самоконтроля, и это стоит учитывать в их воспитании. Стоит обратить внимание на следующие вещи.

Понимание поступков.

Порой взрослому сложно встать на место ребенка и понять его мотивацию. Например, когда ребенок «химичит», используя все подручные средства: средство для мытья посуды, крупы, варенье, масло и т.д. Ребенок не хочет зря переводить продукты или напугать родителей своим «зельеварением». Он проводит собственный эксперимент и усваивает опыт, что масло не растворяется в воде, варенье окрашивает воду в красный цвет, а жидкость для мытья посуды образует пену. И вместо того, чтобы ругать ребенка, лучше объяснить ему, как взаимодействуют различные вещества, и провести с ним совместно опыт, рассказав про правила безопасности. Выстраивая причинно-следственную связь между поступками и последствиями, мы учим ребенка более осознанно принимать решения, давать себе отчет в том, что может произойти. А главное, понимая его мотивы, мы можем помочь ребенку избежать наиболее трагических ошибок.

Установка границ.

Для детей все представляется безграничным и доступным для исследования, поэтому зачастую они нарушают личные границы другого человека. Например, активно изучая без разрешения мамину косметичку. Такие ситуации можно предупредить установкой личных границ, объяснив ребенку, что они есть у каждого и их необходимо уважать. Например, малыш может смешивать свои краски для рисования, а мамину новую палетку теней нельзя трогать без разрешения. Стоит пояснить, что этот запрет касается не только родительских вещей. У любого человека, прежде чем взять его вещь, стоит спросить разрешения. И такое же правило должно распространяться и на вещи малыша, для того чтобы он начал осознавать свои границы для общения в более взрослом возрасте.

Объяснение запретов.

Малыш не поймет сухого «нельзя» из-за своей любознательности. Он будет продолжать делать все, чтобы узнать, а почему же все таки нельзя. Проще всего сразу аргументированно разъяснить причины запрета и продемонстрировать причинно-следственную связь. Например, не стоит объяснять запрет игры с ржавой железкой тем, что «порежешься и у тебя руку отрежут». Лучше рассказать ему, что она грязная, острая, есть шанс, что малыш поранится, будет плакать, а также сможет занести в ранку грязь, из-за чего она воспалится. Такая аргументация на первый взгляд кажется сложной, но в таком виде у нее больше шансов запомниться. А главное, что впоследствии малыш также будет аргументированно объяснять свою позицию родителям, а не демонстрировать протест криками и капризами.

Поддержка самостоятельных решений.

Стремление делать все самому и стать независимым от родителей заложено природой, но это заглушается, если мнение ребенка никогда не имеет значения. Очень важно прислушиваться к мнению ребенка, ведь именно он знает, чего он по-настоящему хочет и как ему будет лучше. Можно доверить малышу простые решения: в чем пойти в садик, какую книжку почитать и т.д. Люди, которые могут принимать решения и нести за них ответственность, очень ценны в современном мире.

Такие простые правила помогут выстроить между родителем и ребенком конструктивную коммуникацию, где каждый будет уважать мнение и понимать мотивацию собеседника. Такой ребенок перестанет казаться «неудобным», а будет восприниматься как личность со своим видением мира и желаниями.

В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста.

Источник

Смотрите также

Какие подарки выбрать для детей, чтобы не разбаловать

Разберем ошибки, которые совершают почти все родители Близится Новый год, многие родители уже успели купить …